Мудров Михаил Иванович – в годы Великой Отечественной войны командир истребительной авиационной эскадрильи 3-го гвардейского Ростовско-Донского Краснознаменного истребительного авиационного полка 235-й Сталинградской истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан авиации.

Родился в 1919 году в поселке Гулушек ныне Балахтинского района Красноярского края. Русский. Окончил 8 классов средней школы.

В 1938 году призван в Красную Армию Новосёловским райвоенкоматом Красноярского края. Окончил 30-ю Читинскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Сражался на Карельском, Волховском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Летал в 285-м истребительном авиационном полку на истребителях И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5. За годы войны трижды ранен, два раза – в 1942 году.

Первую победу одержал осенью 1941 года. К ноябрю 1942 года совершил 142 боевых вылета, сбил 4 самолёта врага лично и 4 – в группе.

В ноябре 1942 года вместе с полком переброшен под Сталинград. В должности командира звена принимал участие в воздушной блокаде окруженной вражеской группировки в Сталинграде. Самым успешным для летчика стал день 28 ноября 1942 года, когда он сбил три немецких самолета – два бомбардировщика и один истребитель. Весной 1943 года участвовал в воздушной битве на Кубани.

Ярко проявился талант летчика-истребителя в Курской битве. Только с 4 по 13 августа Михаил Мудров сбил 8 самолетов лично. При этом 12 августа 1943 года он повторил свой подвиг почти годичной давности, сбив за один день три самолета – два пикирующих бомбардировщика и один истребитель. В боях над Днепром и на Правобережной Украине боевой счет пилота продолжал быстро расти. В январе 1944 года он стал одним из самых результативных асов советских ВВС, имея на боевом счету в 420 боевых вылетах 30 самолетов врага, сбитых лично и 7 самолетов – в группе. Был дважды ранен в боях.

В боевом вылете 27 января 1944 года самолет Михаила Мудрова был подбит (по некоторым данным, в этом последнем бою капитан Мудров сбил 2 вражеских самолета). Раненный летчик сумел посадить машину на лед пруда у города Погребище Винницкой области Украинской ССР. Потерявшего сознание летчика доставили в госпиталь, где он скончался 29 января 1944 года. Похоронен в городе Погребище. В своей части он считался пропавшим без вести, что стало причиной отказа в присвоении звания Героя Советского Союза.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента Российской Федерации № 347 от 10 апреля 1995 года капитану авиации Мудрову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.

В райцентре Балахта и в двух селах Красноярского края улицы носят имя Михаила Мудрова. Его имя присвоено средней школе в селе Светлолобово Новоселовского района. В Балахте и в Светлолобово установлены мемориальные доски.

Родился 15 декабря 1919 года в с. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края. Родители жили в Балахтинском районе Красноярского края. Окончил 7 классов Светлолобовской средней школы в 1936 году, ФЗУ в Красноярске в 1937 году. С апреля 1937 года до призыва в армию работал токарем на заводе ПВРЗ в г. Красноярске, без отрыва от производства окончил Красноярский аэроклуб.

В РККА с января 1939 года добровольно в 30-ю Читинскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП). Школа из Читы была переведена в Батайск и стала называться Батайская ВАШП. После ее окончания с декабря 1940 года младший лейтенант Мудров — летчик 155 истребительного авиаполка, в мае 1941 года назначен на должность командира звена.

Войну летчик-истребитель Мудров встретил в Карелии. С 22 июня 1941 года начались боевые вылеты. В декабре 1941 года полк становится 3-м Гвардейским, а командир звена Мудров — гвардии лейтенантом.

Потом был Волховский, Калининский фронты, 19 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Мудров был ранен в воздушном бою. С ноября 1942-го он бьет врага на Сталинградском фронте, Южном, Юго-Западном, Северо-Кавказском, Воронежском. В феврале 1943 года назначен заместителем командира эскадрильи, в июле 1943 года — командиром эскадрильи. Летал на И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5.

14 декабря 1942 года за сбитые 8 самолетов противника (три в одном бою 28 ноября 1942 года) трижды раненный в воздушных боях летчик-истребитель был представлен к ордену Ленина, но был награжден орденом Отечественной войны I степени. 27 августа 1943 года на его боевом счету 19 лично сбитых и 7 сбитых в группе. 12 августа 1943 года, прикрывая наземные войска в районе Александровки, в одном вылете сбил три вражеских самолета. За 15 сбитых присваивалось звание Героя Советского Союза, но гвардии старший лейтенант Мудров был награжден орденом Красного Знамени. 31 декабря 1943 года за 43 боевых вылета на сопровождение штурмовиков, проведенных без потерь, гвардии капитан Мудров был награжден полководческим орденом Александра Невского. 27 января 1944-го в воздушном бою сбил два вражеских самолета, но и сам был подбит. На поврежденном самолете сел на лед реки у с. Погребище Винницкой области, после тяжелого ранения не приходя в сознание 29 января 1944  года умер в сельской больнице и был безымянным похоронен в с. Погребище (документов при нем не оказалось). В части считался пропавшим без вести. Сибирский ас за годы войны совершил 326 боевых вылетов, провел 73 воздушных боя, сбил лично 30 самолетов и 10 в группе. Трижды командир полка представлял летчика к званию Героя Советского Союза, но дважды из-за разных недоразумений они возвращались в полк, а после гибели летчика отказано было из-за записи в документе «пропал без вести».

С 1975 года его однополчанин Александр Героев искал могилу своего комэска, нашел, добился отмены приказа о признании пропавшим без вести и направил материалы в наградной отдел при Администрации Президента России. По ходатайству ветеранов 3-го Гвардейского истребительного авиаполка «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Указом Президента Российской Федерации № 347 от 10 апреля 1995 года гвардии капитану Михаилу Ивановичу Мудрову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Именем Героя названы улицы в его родном селе, в райцентре пос. Балахта и селе Чистое Поле Красноярского края, где с 1938 года жили его родители. Его имя присвоено средней школе в с. Светлолобово Новоселовского района.

Дата публикации: 06.04.2015

 

Сражался на Карельском, Волховском, Ленинградском, Сталинградском, Южном, Северо – Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. 

Летал на истребителях И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5.

За годы войны дважды ранен, оба раза – в 1942 году.

Свою первую победу Мудров одержал осенью 1941 года, летая на биплане И-153. В конце 1942 года направлен в 3-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Сражение в междуречье Волги и Дона летом и осенью 1942 года притянуло лучшие силы истребительной авиации с обеих сторон. В числе других авиаполков ВВС Красной Армии, направленных под Сталинград, был и 3-й Гвардейский ИАП. 

К тому времени Михаил был уже опытным лётчиком. В должности командира звена принимал участие в воздушной блокаде окружённой вражеской группировки в Сталинграде. В этих боях он одержал несколько побед. Самым успешным для лётчика стал день 28 ноября 1942 года, когда он сбил 3 немецких самолёта – 2 бомбардировщика (Ju-88 и Ju-87) и 1 истребитель Ме-109.

14 декабря 1942 года командир 3-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Дорошенко подписал наградной лист на командира звена Гвардии старшего лейтенанта М. И. Мудрова, в котором указывал:

“Участвует в Отечественной войне с 22.06.1941 года. За этот период времени произвёл 142 боевых вылета при налёте 118 часов.

На Волховском фронте сбил лично 1 самолёт противника и 3 самолёта в группе.

На Сталинградском фронте за период с 21 ноября по 13 декабря 1942 года совершил 27 боевых вылетов при 23 часах налёта, сбил лично 3 самолёта противника и 1 в составе группы:

– 28.11.1942 г. в р-не Карповская сбил самолёт противника Ю-88;

– 28.11.1942 г. в р-не Бузиновка сбил самолёт противника Ю-87;

– 28.11.1942 г. в р-не Бузиновка сбил самолёт противника Ме-109Ф;

– 12.12.1942 г. в р-не Питомник в составе группы сбил самолёт противника Хе-111.

Все боевые задания выполняет отлично, за что имеет благодарности от командования. В бою смел и инициативен, всегда ищет противника и навязывает ему бой. Звено, которым он командует, за период боевых действий на Сталинградском фронте произвело 83 боевых вылета при 73 часах налёта. Лётчиками звена сбито 13 вражеских самолётов.

Гвардии старший лейтенант Мудров М. И. должности командира звена соответствует. Достоин Правительственной награды – Ордена “ЛЕНИНА”.

За успехи в небе Сталинграда Гвардии старший лейтенант М. И. Мудров в декабре 1942 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Весной 1943 года участвовал в воздушной битве на Кубани.

В центральной газете “Красная Звезда” № 140 от 16 июня 1943 года было опубликовано фото двух прославленных асов 3-го Гвардейского ИАП: 

Петра Базанова и Михаила Мудрова.

Особенно результативно Михаил Иванович дрался на Курской дуге, где только с 4 по 13 августа он лично сбил 8 самолётов противника. При этом 12 августа 1943 года он повторил свой подвиг почти годичной давности, сбив за один день 3 самолёта – 2 пикирующих бомбардировщика Ju-87 и 1 истребитель Ме-109.

В сентябре 1943 года к своим 12 сбитым самолётам он добавил ещё 2 – истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87.

18 августа 1943 года командир 3-го Гвардейского ИАП Гвардии майор Прокопенко подписал наградной лист на командира эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта М. И. Мудрова, в котором указывал:

“Участвует в Отечественной войне с 22.06.1941 года. Произвёл 253 боевых вылета с налётом 254 часа 30 минут. Участвовал в 60 воздушных боях, в которых сбил лично 19 самолётов противника и в группе с другими лётчиками – 7 самолётов.

Отличный лётчик истребитель. В проведённых воздушных боях показал высокое мастерство, самоотверженность и отвагу. Все бои под его командованием проведены организовано, активно и заканчивались победой.

Большую работу проводит по обучению лётного состава и привитию им боевого опыта. Пользуется среди всего лётного состава полка большим авторитетом. За период с 3 по 15 августа 1943 года на Воронежском фронте произвёл 30 боевых вылетов, с налётом 29 часов 35 минут.

Выполняя боевые задания по прикрытию своих войск в районе Тамаровка – Белгород – Богодухов, лично сбил 8 самолётов противника и в группе с другими лётчиками – 3 самолёта:

– 04.08.1943 г. выполняя боевое задание по прикрытию своих войск в р-не Тамаровка сбил 1 Ме-109;

– 05.08.1943 г. выполняя боевое задание по прикрытию своих войск в р-не Тамаровка сбил 1 Ю-88 и 1 Ме-109;

– 07.08.1943 г. выполняя боевое задание по прикрытию своих войск в р-не Бессоновка сбил 1 Ме-109;

– 12.08.1943 г. выполняя боевое задание по прикрытию своих войск в р-не Александровка сбил 2 Ю-87 и 1 Ме-109;

– 13.08.1943 г. выполняя боевое задание по прикрытию своих войск в р-не Богодухов сбил 1 Ю-87.

Лётчики эскадрильи, которой он командует, за время боевых действий с 3 по 15 августа 1943 года сбили 19 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования заслуживает Правительственной награды – Ордена “Красное Знамя”.

(А звание героя СССР давали за 15 лично сбитых самолетов. НО только после вручения ранее ордена Красного Знамени.)

В боях над Днепром и на Правобережной Украине боевой счёт пилота продолжал быстро расти. Особенно тяжёлый бой провели летчики 3-го Гвардейского ИАП над Днепром, в районе Переяславль – Хмельницкого, 2 ноября 1943 года. В тот день командование полка поставило им задачу: прикрыть группу штурмовиков до цели и обратно.

На сопровождение вылетела шестёрка Ла-5 под командованием Гвардии капитана М. И. Мудрова. Только перелетели линию фронта – сразу же встретили пару FW-190, которая тут же направилась к “Илам”. Но путь им преградил Пётр Базанов (будущий Герой Советского Союза). Завязалась воздушная схватка.

Немцу – ведущему нельзя было отказать в мастерстве пилотажа. Ведя бой на виражах, он стал уверенно заходить в хвост Базанову. Всё это увидел Михаил Мудров. Через 2 виража Базанов услышал по радио: “Делай переворот”, а потом – в первой половине переворота: “Выводи, фашист готов !” Затем было ещё много боёв и побед…

В январе 1944 года Михаил Мудров стал одним из самых результативных асов советских ВВС. Проведя к тому времени 420 боевых вылетов, сбил лично около 30 и в группе 7 самолётов противника.

* М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 9 групповых побед лётчика. (таблицу побед из книги попробую поместить в конце поста)

27 января 1944 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского Ростовско – Донского Краснознамённого истребительного авиационного полка (235-я Сталинградская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан М. И. Мудров не вернулся с очередного боевого задания (по некоторым данным, в этом последнем бою он одержал ещё 2 победы).

В ходе боя самолёт Михаила Мудрова был подбит, раненный лётчик сумел посадить машину на лёд пруда у города Погребище Винницкой области Украинской ССР. Потерявшего сознание лётчика доставили в госпиталь, где он скончался 29 января 1944 года. Похоронен в городе Погребище. В своей части он считался пропавшим без вести, что стало причиной отказа в присвоении звания Героя Советского Союза.

Соратники запомнили его исключительно целеустремлённым, организованным в воздухе и несколько рассеянным, мягким по меркам военного времени человеком на земле. Возможно, этим объясняется то, что он был обойдён наградами, хотя во всех 3-х наградных листах Мудров отмечен как “отличный лётчик – истребитель”, грамотный и терпеливый наставник, умелый и расчётливый командир.

27 января 1944 года командир эскадрильи 3-го гвардейского Ростов-Донского Краснознамённого истребительного авиационного полка (235-я Сталинградская истребительная авиационная дивизия) гвардии капитан М. И. Мудров в воздушном бою был подбит, но сумел посадить машину на лёд пруда у города Погребище Винницкой области Украинской ССР. 

Далее официальная версия гласит, что потерявшего сознание лётчика доставили в госпиталь, где он не приходя в сознание скончался через несколько дней. Его похоронили в безымянной могиле около сельского клуба. В части же его посчитали пропавшим без вести. Через 30 лет после войны в 1975 году неравнодушные люди опознав летчика, перезахоронили его останки в братской могиле на площади Героев в центре г. Погребище Винницкой области.

По другой версии, восстановленной после гибели Мудрова через много лет, после воздушного боя над г. Погребище, где Мудров сбил очередного, 48-го по счету воздушного противника, самолет Мудрова был подбит и не мог далее продолжать полет на свой аэродром. Лётчик принял решение сажать самолет, но на посадке перед приземлением на главную улицу города обнаружил скопление местных жителей в месте посадки, отвернул самолет в сторону, но не хватило высоты. 

Вынужденная посадка была произведена в район местного водохранилища, врезавшись в косогор, самолет разрушился, лётчик получил серьёзные травмы и потерял сознание. Мародеры ограбили лётчика, забрав у него планшет с картой, ордена, ценные вещи и документы. Потерявшего сознание лётчика местные жители доставили в ближайший военный госпиталь, где он скончался не приходя в сознание 29 января 1944 года. Был похоронен в безымянной могиле рядом с госпиталем, так как не было документов и никто не мог опознать лётчика.

 

Представления на звание Героя Советского Союза так и осталось не подписанными в штабе 2-й Воздушной армии по ряду причин: 

За количество сбитых самолетов Мудрову М. И. положено было давать звание дважды Героя, а ему ещё на дали даже одного звания, в своей части он считался пропавшим без вести, что стало причиной официального отказа в присвоении звания Героя Советского Союза (третье представление). 

К высокому званию Мудрова трижды представляли, но то неправильно было указано звание, то представление где-то затерялось (нашли лишь зимой 1995), то к моменту очередного представления уже нужно присваивать вторую звезду, а ещё первой нет…