Централизованная библиотечная система "Балахтинского района"

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА БАЛАХТИНСКОГО РАЙОНА

Виленка – деревня. Расстояние от сельской администрации (с. Б. Сыры) – 8 км, да райцентра – 30 км, до ж/д станции Ужур – 150 км, до Красноярска – 206 км.

Год возникновения – 1897. По данным переписи 1926 г., в д. Виленка (Балды-Штык) имелось 145 хозяйств и проживало 828 человек. Здесь функционировали сельсовет, школа, изба-читальня. В 1916 г. здесь была открыта небольшая церковь, приход которой состоялся из с. Виленка (переселенческий участок Балдаштык) и дд. Замарайка, Живоначиха и Караксуль.

В 1930 г. был организован колхоз «Майское утро», через год он получил название «3-я пятилетка», с 1951 г. – имени Кирова. В 1960 г. колхоз вошел в состав совхоза «Малотумнинский». На 1 января 1961 г. здесь в 100 семьях проживало 324 человека.

По статистическим данным на 1 января 2001 г., в селе имеются начальная школа, сельский клуб, библиотека, медпункт, магазин. Здесь 35 хозяйств, в которых проживает 75 человек.

Площадь сельхозугодий 5189 га, из них пашни 1589 га. В животноводстве 120 голов крупного рогатого скота.

Виленка – родина Героя Советского Союза Ивана Ивановича Яновского, Героя Социалистического Труда Алексея Фомича Юдина и кавалера ордена солдатской Славы всех трех степеней Якова Антоновича Кныша.

Источник: Открытая книга потомкам:/ под общ. ред. В.Д. Рыжако; Администрация Балахтинского района: Красноярск, 2010 . – 272 с

Информация из других источников:

Беседуя со старожилом деревни Виленка, мы узнали, что в результате заселения необжитых земель из Западной Белоруссии 4 брата Жук приехали в Ачинский уезд Енисейской губернии. Их определили за озером Талым (незамерзающее). Это были охотничьи угодья жителей села Большие Сыры. Лишь только братья принялись расчищать место для построек, как на лошадях приехали мужчины с ружьями из деревни и сказали: «Хотите жить, уходите!». Тогда один из братьев поехал в Ачинск за землеустройщиком. На обживание землеустройщик наметил место за горой Сосновкой. И началось переселение семей и застройка деревни.

Почему назвали деревню Виленка. Предположительно название деревни пошло от того места, откуда переселялись семьи Западная Белоруссия село Виленская (либо Вильновская, Вильно).

Приехали семьи Сташкевич, Кожура, Плесковские, Пинчук, Волынец, Якубович и другие. Переезд семей проходил до 1912 года. В 1926 году в деревне проживало 850 человек, 145 хозяйств. К 1939 году в деревне Виленка насчитывалось 159 дворов.

Мы выяснили, что в деревне была срублена двухэтажная церковь, но официального положения она не занимала, считают старожилы, потому что батюшки постоянного не было, по необходимости приезжал из Балахты. Во время войны в ней хранили зерно, а после  церковь «развернули» (разобрали) и на ее месте поставили дом.  В 2010 году установили крест, который осветил священник Балахтинской церкви.

В 1929 году в Балахтинском районе было создано 13 колхозов (коллективное хозяйство), в том числе и «Майское утро» в деревне Виленка.

Между деревней Живоначиха и Виленка находилась  деревня Каменный ключ, в которой был колхоз «Имени 2 пятилетки» (1947-1950), а в Виленке колхоз «Имени 3-й пятилетки». В 1950 (51) году деревни объединились, и был создан в Виленке колхоз «Имени Кирова».

Председателями колхоза были: Зыков Василий Данилович, Золототрубов Иван Сергеевич, Козычев Федор Максимович, Жук Петр Иванович, Корытько Петр Алексеевич. В 1997 году население деревни составляло 100 человек, а хозяйских дворов – 56. В 1961 году колхоз был отделением совхоза Малотумнинский, а в 1962 году стал 3 отделением образованного Большесырского откормочного совхоза.

Местность вокруг деревни Виленка таежная, плодородных земель мало. Основные занятия это: животноводство, растениеводство, коневодство, заготовка сена, соломы, пчеловодство. На разбросанных в разных местах полях, выращивали пшеницу, рожь, овес, просо. От Федора Демидовича Ильченко мы узнали, что была небольшая водяная мельница, которую сделал эстонец Помпер. Жители деревни сдавали продналоги в виде натуральных продуктов. С 1 коровы – 300 литров молока в год, или 24 кг масла; 100 яиц, 40 кг живого веса мяса. Федор Демидович рассказал, для того чтобы сдать, дворы объединялись и по очереди сдавали мясо. Огороды были до 50 соток, выращивали картофель, лен, коноплю (для изготовления мешков), «мелочь» (овощи).

За 1 трудодень трактористам и учетчику платили 2 кг зерна, а колхозникам только 0,500 гр. Колхоз был бедный, деньги за работу колхозники не получали, лишь сдавая излишки картофеля в РАПКОП (районная потребительская кооперация) получали деньги. В колхозе было 5 пасек. Там были выкопаны «ледники» (ямы) для хранения мяса, выделены 2 охотника, которые «били» зверя (медведя, зайцев, козлов и др.). Добытым мясом кормили в основном колхозников, которые работали на тяжелых работах. Особо тяжелым был труд колхозников в годы войны. Взрослое мужское население воевало, а женщины и дети работали.

Из воспоминаний Ф.Д. Ильченко: «У лошадей был приставлен заведующий конным двором дед Лука. К нему по разнарядке отправляли подростков на работы. Меня он учил запрягать коня в телегу. Что-то получалось, а что-то дед помогал. На телегу устанавливали короб, возили на огороды навоз. Женщины в тайге пилили дрова, мы на 2-3 подводах привозили им обед, а назад везли дрова. Возили сено, боронили землю».

Чтобы улучшить свой труд, колхозники придумывали приспособления. Так, к сортовой зерновой машине они придумали барабан, который обтянули одеялом. В результате овес обсыпался, а овсюг прицеплялся. Работали на комбайнах, молотилках. Сено убирали «всем миром»: жители села, командированные из Больших Сыр, учителя.

Виленцы были очень дружны и проживали одной большой общиной. До 1960 годов никогда не запирали на замок свои дома. Если уходили, то ставили палочку к калитке и все знали, что хозяина нет дома, никто не входил, и ничто не пропадало.

В редких случаях какого – то проступка жители сами наказывали провинившегося розгами прилюдно, приговаривая: «Сможешь после позора жить в деревне – живи, а нет – уходи!».

Друг друга зря не обижали. Если кому-нибудь и присваивали прозвище, то это было ласково, смешно. Так, жительницу деревни Юдину Анастасию ласково звали «Настуля», но ей не понравилось: «Как будто на стуле» – вспоминает Анастасия Александровна, и она придумала себе другое прозвище, смешное «кастрюля». Кожура Дмитрия Федоровича звали  «министр», он был учетчик тракторного отряда. Якубович Николая прозвали – «Кутузов».

В летнее время детвора и женщины с «канами» (торба под ягоды) ходили в тайгу на Белогорье по ягоды и грибы. Ягоду носили в Балахту и продавали один стакан за 10 копеек. Жук Иван Григорьевич («кадульник» – делал кадки), в которых солили грибы.

 В свободное от работы время молодежь собиралась на вечерки в конторе, в большей половине дома, отведенной под клуб. Под гармошку и балалайку девчата и парни пели и танцевали.

Парни строго относились к «чужакам» (парням из других деревень и даже с другого края деревни). Из воспоминаний Ф.Д. Ильченко: «Когда в 1947 году после переезда в Виленку из деревни Живоначиха, я решил пройтись по деревне, то меня встретили парни с другого края деревни. Они стали задираться. Я предложил разобраться «один на один». Вызвался парень чуть старше меня, и мы принялись «мутузить» друг друга. Потом один из парней остановил нас и спросил меня, откуда я приехал. Я ему ответил. Оказалось, что он был моим родственником. В дальнейшем меня приняли как своего, и больше я не дрался. Однако часто ребята встречались «стенка на стенку», потом мирились».

Большим колхозным праздником было 7 ноября. Готовились заранее, гнали медовуху, собирали общий стол и гуляли по 2 дня.

Жительницы вспоминают, как в деревне проходила свадьба. Сватались, потом договаривались, назначали день, в основном после сенокоса и начинали готовиться. Невесте шили новое штапельное платье, плели венки из цветов, фата была из марли. Повозки и лошадей украшали лентами и цветами. С песнями катались по всей деревне. На свадьбу приходили люди званые и незваные, но почти вся деревня, потому что приходились друг другу родней. Невесты были старше своих женихов на 12, 15 лет, потому что ровесники погибли на войне.

Праздники в Виленке, вспоминают старожилы, были перемешаны, так как до переселения они проживали на границе с Польшей. 21 сентября старшее поколение отмечали праздник «Спажа» религиозный праздник окончание урожая, на Ивана Купала плели венки, ходили на Сосновку за цветом папоротника, перед Троицей – поминальная суббота. Хоронили вначале по своим обычаям: на могилах устанавливали плиты, лишь потом кресты.

Разговаривали вперемежку на русском и белорусском языках. Нам стало интересно узнать значение некоторых слов, и нам их рассказала Михайлова Е.И.. Мы составили небольшой словарь, планируем его пополнить, расспросив других жителей Виленки. Еще мы узнали о том, что был в деревне колдун Петр Бахарь. Его немного побаивались. Рассказывают, что однажды один парень был заносчивый, посмеивался над всеми и дразнил их. Колдун его предупредил, если будет дальше обзываться, то начнет лаять. Так и случилось. Кто-то  слышал,  как этот парень лаял, а не говорил.

Травами и народными средствами лечил жителей от болезней Павел Каминский.

Начиная с послевоенных лет, деревня стала постепенно приходить в упадок. В 1961 году колхоз был отделением совхоза Малотумнинский, а в 1962 году стал 3 отделением образованного Большесырского откормочного совхоза.

Всегда боевой настрой отличает жителей Виленки от других людей. Весело и задорно виленцы в 1997 году отметили свое 100-летие. Собрались жители деревни, приехали гости, повсюду звучала задорная музыка,  пелись замечательные виленские песни в исполнении братьев Кожура и женской группы.

В 2002 году ОАО «Большесырский» перестал существовать и 3 отделения не стало. Работать было негде, большая часть людей стали разъезжаться в Большие Сыры (семьи Сташкевич, Плисковских, Ивахненко, Михайловых, Кожура, Ильченко, Якубович и др.), в Балахту, Красноярск.

В 2012 году пал со стороны горы Брянка привел к пожару в деревне. Сгорели в основном бесхозные дома.

На 2016 год в деревне доживают Юдина Анастасия Александровна с мужем Мартыном Ивановичем, Кожура Иван Михайлович с женой Раисой Артемьевной, Жильцов Сергей, Лысенко Иван, Соколенко Вячеслав. Хлеб сельсовет привозит 1 раз в неделю и продукты по заказу. Уголь как пенсионерам выделяет сельсовет, питьевая вода привозная. Есть освещение, 1 телефон  25-2-18 (Юдина А.А.),  кругом заброшенные, пустые, уцелевшие от пожара дома.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять